На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

АПОЛОГЕТ

18 подписчиков

Охота на бесов

 

Гадаринский бесноватый бегал голым по гробницам, выл и бился о камни, внушая ужас своей нечеловеческой силой. Но после того как легион бесов вышел из него, он был найден одетым и в здравой памяти, спокойно сидящим у ног Спасителя. Много ли сегодня таких людей, которые в бешенстве могут рвать цепи и разбивать кандалы?

Наверное, не очень. Тем не менее на «отчитку к старцу» паломники едут целыми автобусами. В чем же смысл чина изгнания бесов? И когда нужно к нему прибегать? Корреспондент «НС» попытался всесторонне исследовать этот вопрос и даже сам отправился на отчитку.

Нечто невидимое и пугающее

Приходя за молитвенной помощью, можно подчас попасть на специфическую службу, способную поразить воображение: крики, визг, перекошенные лица, корчи на полу с пеной изо рта. Священник тоже может повести себя необычно: «Поставив болящего на колени, батюшка дает пить святую воду с креста. Если при этом бес как-то проявляется, то батюшка становится ногами или садится на болящего, заклиная беса» (Из письма в редакцию сайта «Православие и мир». — Ред.). И подобное может случиться не в каком-то далеком монастыре, а в самом центре Москвы.

svinobesi_1

Наталия К., иконописец-реставратор, рассказала нам, как, зайдя в один из столичных храмов, чтобы обсудить с отцом настоятелем рабочие вопросы, и отстояв службу, она с удивлением узнала, что выйти на улицу ей уже не удастся, потому что двери храма заперты изнутри. На ее глазах двое крепких алтарников взяли под руки до этого спокойно стоявшую женщину, подвели к амвону, и священник стал читать над ней какие-то молитвы. И тут в храме стало твориться такое, что впервые в жизни Наталия почувствовала: волосы у нее на затылке встают дыбом от ужаса. Она, как и остальные прихожане, в страхе молилась на коленях, не смея даже поднять глаза туда, где билось и мерзким тонким голосом верещало существо. В том, что голос, звучавший из женщины, не может принадлежать человеку, не было никаких сомнений. Наталия рассказала, что ее испугали не конвульсии женщины и даже не содержание ее реплик. Пугало явственное ощущение присутствия абсолютно враждебного человеку и бесконечно злого существа. Присутствие, навевающее тоску и уныние. От всего увиденного у Натальи осталось крайне тяжелое впечатление, которое, по ее словам, нисколько не укрепило ее в вере. И до сих пор вспоминать этот эпизод ей не хочется. Возникает естественный вопрос — что это за явление и как к нему следует относиться?

Уполномоченные и самозванцы

Тема экзорцизма и заклинателей была актуальна уже в апостольские времена. В «Деяниях святых апостолов» (19: 13-16) мы находим рассказ о том, как семь сынов иудейского первосвященника Скевы, увидев, как апостол Павел изгоняет бесов, решили тоже попробовать. «Заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует», — сказали они, а в ответ услышали: «Христа знаю, и Павла тоже знаю, а вы кто такие?» И бесноватый набросился на них, жестоко избил, порвал их одежды и один погнал всех семерых по улице.

В отношении к современным отчиткам у Церкви нет единого мнения. Святейший Патриарх Алексий II осуждал участившуюся практику отчиток. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) советовал человеку, одержимому бесом, почаще причащаться и собороваться: « Отчитка — это чин, а вот Соборование — это одно из семи Таинств Божиих. Пособоруйтесь и причащайтесь почаще… Вот и будет Вам помощь — и противостанете злу» (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). 8-е изд., доп.: Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь, 2008).

Доктор богословия, профессор МДАиС Алексей Ильич Осипов в своей книге «Путь разума в поисках истины» указывает: в оценке случаев экзорцизма необходимо руководствоваться прежде всего мнением святых отцов, а отцы утверждают, что таким опасным делом могут заниматься исключительно святые люди, которые не только победили в себе страсти, но и получили от Бога соответствующий дар. В послании Климента Римского (I век) «О девстве» аскетам-экзорцистам предписывается «…посещать одержимых злыми духами и творить над ними молитвы. Постом и молитвою пусть заклинают, не словами красными, отборными и изысканными, но как мужи, от Бога получившие дар врачевания». Авва Питирион: «Кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти: ибо какую страсть кто победит, такого беса и изгонит».

При этом, по словам святых отцов, бесы могут изображать страх перед отчитывающими «старцами», публично называть их святыми, вводя в обман и самих «старцев», и простодушных верующих. Результаты бесовской лжи плачевны. У прп. Иоанна Кассиана Римлянина на этот счет имеется предупреждение: «Подчас бесы творят чудеса, чтобы вознести в надменность человека, который верит, что обладает чудесным даром, чтобы подготовить его к еще более чудесному падению. Они делают вид, что горят и бегут из тел тех, где они пребывали, благодаря якобы святости людей, про нечистоту которых они знают». «…Уже большое число трагических случаев произошло с теми, кто прошел отчитывание, — пишет профессор Осипов. — И можно лишь глубоко сожалеть, что не ведется никакой серьезной работы по наблюдению за этой псевдоцерковной деятельностью».

Сейчас в некоторых регионах такая работа проводится. Например, в Сумской епархии приходским священникам запрещено отчитывать без благословения правящего архиерея. Как нам объяснили в епархиальном управлении, такое решение было принято в связи с тем, что отчитки превратились в своего рода туристический бизнес — околоцерковные предприниматели начали организовывать паломнические поездки в монастыри, где практикуется экзорцизм.

Служба как служба, ничего особенного

Существует и прямо противоположная точка зрения. Ее приверженцы не вступают в публичную полемику, а просто сами отчитывают людей, как, например, архимандрит Герман (Чесноков) в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. Делает он это по благословению еще патриарха Пимена и духовного собора Лавры. Побеседовать с о. Германом мне не удалось, пришлось обратиться с интервью, данному батюшкой газете «Труд» в 2002 году. В нем он говорит, что не видит в чинопоследовании ничего особенного: «Служба как служба, любой священник, получивший благословение епископа (но никак не меньше), имеет право этим заниматься».

Может быть, и правда каждый верующий время от времени должен отправляться на такую духовно-гигиеническую процедуру? Ведь все мы несовершенны и не чужды страстей. А любая страсть — свойство бесовское. И вот я решил сам «съездить на отчитку». К участию в чтении надо мной молитв об изгнании злых духов постарался подойти серьезно — с верой, благоговением и надеждой на помощь.

Отчитывать начали не сразу, два с половиной часа заняла проповедь. Своего рода краткий курс катехизации с объяснением, Кто такой Христос и как надо жить: « Любите друг друга, прощайте, уступайте друг другу, терпите друг друга, милостыню подавайте друг другу, ноги умывайте друг другу, а себя всегда укоряйте, укоряйте. Только тогда вы пойдете верным путем ко спасению».

Храм Иоанна Предтечи полон до отказа. Люди внимательно слушают. Есть среди них и молодые, хорошо одетые пары, есть типичные церковные бабушки. Что их сюда привело? Стоящие на отчитке рядом со мной согласились ответить на несколько вопросов. Одна женщина приехала, заподозрив у себя порчу, и дочь с собой взяла — «ей тоже полезно, от болезней»; другой привез жену, чтобы убедить ее венчаться. «Надо же знать свои корни, свою веру», — объяснял он мне. «А что чаще у вас получается делать — отчитываться или причащаться?» — спросил я. «Отчитываться как-то чаще пока», — был ответ. У его друга спрашиваю: «А вы собираетесь после отчитки что-то менять в своей жизни?» — «А чего менять? Я к Православию как к вероисповеданию нормально отношусь».

Наконец началось чтение чинопоследования. Отец Герман помазывал всех святым елеем, кропил водой, кадил и читал молитвы из требника. В целом обстановка была относительно спокойная, если не считать несколько кричащих и рычащих голосов. После службы о. Герман давал целовать крест и в момент целования несильно как бы шлепал кропилом человека по лицу. «Так, все подошли? Нет? Шнель, шнель, шнель! А ты чего сюда в брюках пришла?! У-у-у, грешница», — в шутку рассердился о. Герман на женщину в джинсах и с улыбкой покропил ей вслед святой водой. Чинопоследование длилось около получаса. Если судить только по количеству отведенного ему времени, оно уступает по важности предваряющей его проповеди.

Никаких изменений в себе после службы я не почувствовал, разве что несколько заболела голова. Может быть, потому, что у меня недоставало веры…

Не принимай, но и не осуждай

Как в одной и той же Лавре могут уживаться авторитетный практикующий экзорцист, к которому на отчитки собирается по 700 человек, и авторитетный противник экзорцизма, труды которого сподвигают целые епархии на запрещение отчиток? За разъяснением мы обратились к ректору ПСТГУ протоиерею Владимиру ВОРОБЬЕВУ.

– Почему отчитки так популярны?

– С глубокой древности, с языческих времен, существовало представление о том, что общение с духовным миром зависит исключительно от «посвященности», от знания некоторых тайн, сокрытых от всех прочих. Это — прелесть. Господь наш Иисус Христос утвердил учение о том, что для спасения необходима истинная вера, соединенная с любовью к Богу и ближнему. Принять в себя благодать Святого Духа возможно только тогда, когда человек принимает на себя подвиг покаяния, очищения своего сердца от страстей, подвиг исповедания своей веры в истинного Бога. А при магизме никакого подвига не требуется: деньги плати за какие-то волшебные мероприятия — и все. Поэтому современные люди более расположены выбирать магию, чем идти в Церковь. Даже те, кто принял христианскую веру, часто приносят с собой в храмы магические представления о духовной жизни. Для таких прихожан важны не христианские добродетели, а то, через какое плечо передал свечку, как повернулся, как поклонился и т. п. Поиск особых старцев, особых святынь или «отчиток», может быть, ничего предосудительного в себе и не имеет, но плохо, если это заменяет внутреннее духовное делание, если это — форма облегченной веры, в которой центр тяжести смещен вовне, а не находится внутри собственного сердца.

– Что такое одержимость?

– Это полное пленение воли человека злой силой, при котором он собой уже управлять не может. Часто такая одержимость возникает на фоне психического заболевания. Поэтому психиатры-атеисты утверждают, что одержимость — это просто психическая болезнь, что здесь требуется медикаментозное лечение, а не изгнание бесов. В древности была другая крайность. Тогда не знали, что такое психическое заболевание, всех психически больных и эпилептиков записывали в одержимые. С точки зрения верующего человека психически больной является особенно удобным объектом для нападения злой силы, потому что обычно не может оказать ей сопротивление. Но и среди душевно больных встречаются очень смиренные, благодатные люди.

– Как отличить одержимость от психического заболевания?

– Одержимость часто бывает связана с совершением тяжкого греха, кроме того, она может проявляться в патологическом, непонятном стремлении ко злу или в порабощенности злом. Также она проявляется в неадекватной реакции на святыню. Конечно, можно сказать, что это все укладывается в картину психического заболевания. Но известны случаи, когда человек не знал о присутствии святыни, тем не менее вблизи нее случался приступ беснования. Это говорит о том, что действительно существуют не только психические заболевания, но и состояния одержимости.

– Что же такое отчитка?

– Это богослужебный чин, который состоит из чтения псалмов, канонов, особых молитв, Священного Писания. Считается, что отчитывание может положительно сказываться на состоянии одержимого. Такой взгляд не нов. Например, в Большом требнике святителя Петра Могилы, изданном в XVII веке, существует чин из 12 заклинательных молитв. В современных требниках такой чин тоже есть. В чине оглашения, который предшествует крещению, тоже есть так называемые экзорцизмы, т. е. изгнание темной, злой силы. Священник говорит: «Запрещаю тебе убо вселукавому и нечистому, и скверному, и омерзенному, и чуждему духу силою Иисуса Христа, всякую власть имущего на небеси и на земли, рекшаго глухому и немому демону: изыди от человека и да не ктому внидеши в него…»

– Чем эти экзорцизмы отличаются от магических заклинаний?

– Церковь никогда никаким колдовством не занималась. Хотя есть для нас святые слова, например имя Божие, есть святые молитвы. Можно молиться своими словами, а можно произносить молитвы, написанные древними святыми. Когда мы произносим свои молитвы от всего сердца, молимся с верой и любовью, то мы духовно противостоим злой силе. Мы в молитве обретаем благодатную помощь Божию в борьбе с темным духовным миром. Именно сердечное участие, наша вера и верность Богу, желание быть с Богом, молитва о помощи страждущему человеку являются содержанием наших действий и наших слов, когда мы изгоняем нечистую силу из оглашаемых или одержимых.

Все православные таинства совершаются по принципу, выраженному словами Христа «по вере вашей будет вам» (Мф. 9: 29). Даже если мы совершили таинство, полностью исполнив чинопоследование, полностью произнесли все слова, то всегда остается вопрос — насколько это таинство будет действенно? Например, причащаясь Святых Христовых Таин, мы всегда молимся, чтобы не в суд и не в осуждение нам было это Святое Причастие. Потому что мы никогда не чувствуем себя достойными или достаточно готовыми к нему. Даже если оно действительно, т. е. совершено правильно, действенность его остается в зависимости прежде всего от воли Божией и от состояния души человека. Никакое таинство нельзя совершить над человеком насильно. Всегда требуется соучастие, синергизм.

С этой точки зрения нужно оценить то, что совершается при отчитывании. Если одержимый или психически больной хочет, чтобы его отвели на отчитку и там священник помолился над ним, то молитва может быть услышана. Если же он этого не хочет, то затащить его насильно на отчитку, чтобы над ним что-то совершили, — имеет ли это смысл? Из житий святых, из церковного опыта известно, что такие случаи действительно были, но исключительно в отношении людей, полностью одержимых, т. е. людей, которые не имеют никакой свободы воли и сами уже не могут ничего захотеть, не могут причаститься или исповедоваться. Тогда окружающие, видя отчаянное положение такого человека, тащили его даже насильно к святому человеку. В житии преподобного Сергия рассказывается, что бесы уже по дороге к нему оставляли одержимых. А в жизнеописании святого праведного отца Иоанна Кронштадтского имеются свидетельства о множестве случаев, когда к отцу Иоанну приводили или притаскивали одержимого, которого едва удерживали несколько здоровых мужчин. Отец Иоанн устремлялся к нему навстречу со словами: «Именем Господа Иисуса Христа тебе говорю, выйди из него». Бывало, что одержимый человек даже вцеплялся в волосы святому, но он своей горячей молитвой изгонял беса, и одержимый исцелялся. Это описано многими свидетелями. Что здесь, просто волшебные слова? Конечно нет. Такую обещанную Господом власть над злыми духами имеют святые люди.

На что мы надеемся — на какой-то чин или на то, что совершитель этого чина имеет особую власть над нечистой силой, некий духовный дар? Во втором случае чин не очень-то и нужен. Преподобный Сергий и отец Иоанн Кронштадтский изгоняли бесов безо всяких чинов. Если же дело именно в чине, то возникает вопрос о магии.

– А если не святой попробует отчитывать?

– Он рискует попасть в положение семи сынов иудейского первосвященника Скевы, описанное в «Деяниях». Что может делать простой священник? Со смирением, ни в коем случае не считая себя экзорцистом, он может просто помолиться о болящем или одержимом. Священник обо всех болящих может и должен молиться. Но нужно помнить, что наша молитва немощна. Мы можем принести свою веру, любовь, смирение, каяться и умолять Господа о помощи. Если так священник будет молиться, то тогда он может читать любые молитвы из требника. И к такому доброму и смиренному священнику безусловно всегда хорошо пойти. Если же он возомнит, что он гонитель бесов, который сам по себе имеет над ними власть, то это наверняка путь опасной прелести. Во всех этих тонких ситуациях разобраться нелегко, и лучше не судить об этом поспешно.

– Требуется ли священнику брать на это специальное благословение?

– Благословение на трудное дело попросить всегда полезно. Но нельзя сказать, что оно является обязательным. Священник получает от епископа дар совершения таинств. Во время крещения, например, священник и оглашает, и заклинает, и изгоняет бесов. Кроме того, священнику дается требник, и в нем есть чин заклинания злых духов. Требником может пользоваться каждый священник без дополнительного благословения епископа.

– Как же относиться к отчитке мирянам?

– Это явление существовало всегда. Не в нашей власти ни отменить его, ни распространить. Я не советовал бы выносить категорические суждения. Каждый случай индивидуален. Я вам просто приведу пример. Один очень известный старец жил рядом с другим подвижником, известным на всю Россию экзорцистом. И старец этот к нему на отчитку никого не посылал, но никого не осуждал и никому не запрещал. Вот такой позиции я бы и придерживался.

Кирилл МИЛОВИДОВ

Картина дня

наверх