Человеку, оценивающему со стороны церковную жизнь свойственно идеализировать священнослужителей и на этой базе находить многочисленные «отклонения от идеала».
Идеализация сводится:
- к представлению о клире, как о людях высшего аскетического подвига;
- отрицанию телесной полноты;
- невозможности ношения светской одежды в свободное время («я видел его в джинсах!
»);- отсутствию волевых качеств (священник должен быть тихим, ушедшим в себя);
- отрицанием возможности пользоваться мобильным телефоном, импортным автомобилем, иметь благоустроенную квартиру.
Мы забываем, что существует разделение на т.н. белое (состоящие в браке) и черное (монашество) духовенство. До принятия сана человек должен либо жениться, либо до конца жизни оставаться безбрачным. Женатый священник, естественно, может иметь детей и живёт в миру. Соответственно, жить в затворе, имея семью, невозможно.
Что касается полноты, то более половины дней в году являются постными, постная же пища (каши, макароны, хлеб, картофель…) не способствует худобе.
Представление о смирении, как подавленности является ложным. Управление храмом, как хозяйственным субъектом, духовное руководство большим количеством прихожан требует от священника более лидерских, чем созерцательных качеств.
Зависть о чужих пожертвованиях (сокрушаются же не те люди, которые дарят автомобили батюшкам) является не боле, чем отстранённостью от церковной жизни. Верующие – это не только старушки, жертвующие 5 рублей на свечу (хотя эта жертва может быть весомее любого автомобиля), но и бизнесмены и крупные компании. Таинства в нашей церкви совершаются бесплатно, а для жертвователя основное значение имеет искренность дара, а не дальнейшее его использование.
Поверьте, оплата треб и свечей составляет отнюдь не самую большую статью церковного бюджета. В первую очередь, это спонсорские деньги.
Поставьте себя на место батюшки, которого направили служить в провинцию (а таких храмов большинство!), где полуразрушенный храм и ещё и детей нужно хотя бы прокормить. Особенность нашего времени такова, что священник часто выполняет не свойственные ему функции: прораба, искателя спонсоров, учителя, финансиста.
Для объективности нужно отметить, что священники входят в Церковь из нашего общества, со всеми его недостатками. Мы же приходим в Церковь, прежде всего к Богу.
Будем внимательнее к своим грехам и помолимся о людях, которые помогают нам обрести веру и утвердиться в ней.
Епископ Илларион (Алфеев):
"По учению Церкви, нравственное несовершенство того или иного священнослужителя не влияет на действенность таинств, совершенных им, потому что при совершении таинств он является лишь орудием Бога. Сам Христос крестит людей, Сам совершает Евхаристию и причащает их, Сам в таинстве исповеди отпускает им грехи. Священник в чине исповеди говорит кающемуся: "Вот, Христос невидимо стоит, принимая исповедь твою... я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что ты скажешь". Однако, если Христос по Своему безграничному милосердию терпит недостойных и порочных служителей в Церкви, как Он терпел Иуду среди апостолов, это не оправдывает самих священнослужителей, носящих сан не по праву. Будучи орудием, свидетелем и служителем Бога, священник должен быть, насколько возможно, чист, непорочен и непричастен греху. Нравственное несовершенство клириков, грехи и пороки духовенства всегда были болезнью и бедой Церкви, так как они, хотя и не влияют на действенность таинств, тем не менее подтачивают авторитет Церкви в глазах людей, разрушают веру в Бога. Чаще всего о Боге судят по его служителям, что вполне естественно, так как священник является образом Христа. И как горько иногда человеку увидеть в священнике вместо сочувствия равнодушие, вместо любви неприязнь, вместо нравственной чистоты распущенность, вместо честности лицемерие. От человека, на груди которого крест с изображением Христа, распятого за людей, ждут такого же сострадания и такой же любви, как от Самого Христа. "Будь образцом для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте", - говорит апостол Павел Тимофею, которого он рукоположил в сан епископа (1 Тим. 4:12)."Слово св. Иоанна Златоуста, како подобает чтити Иерея:
В приходах, где между православными много раскольников, последние обыкновенно всеми мерами стараются разлучить первых с Православною Церковью и для этого вооружают их против священников. Чуть заметят малейший проступок за православным пастырем, сейчас же и пошли повсюду трубить: "смотрите, каков у вас пастырь: что делает, как живет? Разве можно такого слушать? можно на дух к такому ходить?" и т.д. И простецы из православных часто поддаются злым внушениям против своих отцов духовных, оставляют их и от Церкви бегут и, становясь раскольниками, вместе становятся и сами хулителями Иереев Христовых. Чтобы злым хулителям заградить уста, а вас, братие, удалить от их хульных внушений и клевет на пастырей, предлагаем вам выслушать следующее слово св. Златоуста о том, како подобает чтить Иерея.
"Если Иерей, - говорит св. Златоуст, - право учит, не на жизнь его смотри, но слушай учение его. И не говори: почему же он меня учит, а сам того не исполняет? - На нем лежит обязанность учить всех, и если он не исполняет, за это он Господом осудится. А если ты не будешь слушать его, также осудишься, ибо так говорит Господь: слушаяй вас, Мене слушает; а отметаяйся вас, Мене отметается; и иже вас хулит, Мене хулит. Не дело, братие, овцам хулить пастыря; он за вас и за братии ваших каждый день службу приносит; утром и вечером в церкви и вне церкви Бога молит о вас. Обо всем этом размыслите и почтите его, как отца. Скажешь: "он грешен и зол" Да тебе что за дело? Если и добрый за тебя будет молиться, какая тебе польза, если ты неверен? А если ты верен, то тебе нисколько не повредит его недостоинство. "Благодать от Бога подается. Иерей только уста отверзает, а творит все Бог". Не ясно ли отсюда, братие, что всеми священниками Бог действует, хотя бы и недостойны были. Размыслите: кто нас спасает: священник или Бог? Кто нам подает благодать в таинствах? Кто принимает молитвы наши в церкви? Чье слово читает или говорит священник в храме? Очевидно, Божие и, очевидно, что все наше спасение в руки Господней, а не священника. И притом: если уж ты подлинно хочешь спастись чрез священника, та ищи в таком случае священника безгрешного. А найдешь ли такового? Увы, все мы грешники от первого до последнего. Никтоже бо чист от скверны, аще и един день жития его на земли. Поэтому, чем священников зазирать, каковы бы они ни были, чем от священников бегать и чрез них от Церкви, не лучше ли бежать от их хулителей? Пока ты будешь в Церкви, то и с грешным священником всегда, если захочешь, спасешься, а с хулителями вне Церкви всегда пропадешь; ибо, как бы ни казались они тебе святы, все-таки никогда не забывай, что нет у них ни Церкви, ни таинств, а, следовательно, и благодати Божией.
Аминь.
Источник: Православная энциклопедия "Азбука веры"
http://pravkniga.ru/printversion.html?id=420